14 мая 2020

Наследие деревянного судостроения Поморья, май 2020 года

Товарищество поморского судостроения при поддержке Администрации губернатора и правительства Архангельской области совместно с центром «Патриот» продолжает фотоконкурс-исследование сохранившихся деревянных лодок Поморья и приглашает принять участие в проекте жителей и гостей Архангельска и Архангельской области.

Подробнее о конкурсе.

Карбасы, водлозерки, кижанки, мезенки — эти традиционные лодки еще сохранились на поморских берегах, но скоро пластик и "надувнушки" сделают своё дело. Скоро деревянных лодок не станет или станет совсем мало. Исчезнет уникальный стиль кораблестроения. Беда усугубляется тем, что в свое время лодки Поморья не обмеряли. Или обмеряли эпизодически. Деревянную архитектуру (храмы, дома) изучали, издавали книжки, снимали фильмы, а про морскую — забыли. И что же нам делать? Нужно браться самим, как можем, как умеем. 

Огромная просьба участникам фотоконкурса: не забывайте, что это еще и исследование — в комментарии к фотографиям необходимо указать место съемки, а также, по возможности, основные размеры судна (наибольшую длину и ширину), информацию о его владельце и мастере построившем судно, год постройки. На конкурс можно подать любое количество фотографий. Техника исполнения — свободная.  

Со времени объявления о начале конкурса нам уже прислали много интересных фотографий. Новых и старых. Художественных и документальных. С историческими справками и без. Здесь мы разберем несколько примеров того, в каком виде до нас доходит материал и что сделать, чтобы он был максимально полезен для накопления информации о судах Поморья. 

карбас из Яреньги.jpg

Фото Владимира Агеева. 

Карбас из д. Яреньга на Летнем берегу. Мастер Николай Михайлович Майзеров сшил карбас в д. Лопшеньга в 2014 году.  Длина карбаса 4,5 м. Ширина.1,5 м. Есть контакты владельца. 

Отличная работа, отличный карбас. Когда мы бываем в Яреньге, всегда любуемся на новые, добротные карбасы. Это место на Летнем берегу у нас на особом счету. Здесь еще сильна традиция строить карбасы. 

94659057_3648411345234306_6619899768397103104_o.jpg

Фото Андрея Зайцева. 

"Фотографии из моей родной деревни Кальчино. Это те самые "соломбальцы". Такие деревянные катера с простейшими двигателями Л-3, Л-6, Л-12 были очень популярны в Архангельске и, конечно, в Соломбале в сороковые-девяностые годы XX века. «Шили» из местные умельцы в Соломбале, а эксплуатировали в дельте Северной Двины и для выхода в Белое Море. В основе катера — лодка, крытая фанерной кабиной. Такие катера уже история, а еще лет 20 назад, такие катера стояли почти в каждом соломбальском дворе и на островах дельты Северной Двины. Был такой и у моего дедушки (где-то даже рисованный проект остался). В детстве, я помню, как мы ходили на нем к морю ловить камбалу, за грибами и ягодами - это были незабываемые путешествия. Попадали мы и в настоящие шторма и ходили шхерами и ситниками по мелям, но катер всё выдерживал. Дедушка каждую весну подлатает его и снова целую навигацию отходит - так он отслужил нам верой и правдой почти 30 лет. До сих пор у меня во дворе есть несколько таких двигателей (уверен, что можно завести, если заменить масло и свечи)".

Отличное художественное фото и рассказ. Информация о владельце и мастере-судостроителе не помешала бы. Но, по понятным причинам, может быть недоступна. 

P7099210.JPG

Фото Светланы Шуваевой. 

Карбас построен в селе Долгощелье в 2009 году Шуваевым Александром Витальевичем.  Длина 7 метров, ширина 2,1 метр. 

Фотография прежде всего интересна тем, что карбас вооружен бермудским шлюпом — такое нечасто встретишь.  

DSCN0224.JPG

Фото Светланы Шуваевой. Лодка из космического металла находится в селе Койда. Построена Шуваевым Александром Витальевичем. 

Эти космические корабли когда-нибудь, надеюсь, станут отдельной темой нашего исследования.

6xp0AlDeBOM.jpg

Живописная весенняя фотография "соломбалки" Евгения Тенетова. 

Обратите внимание на специальный с иллюминаторами тент. Интересная делать. Жаль, что нет сопутствующей информации. Как минимум длину и ширину в таких случаях можно измерить и записать.

DSC_0883_1.jpg

Еще одна "соломбалка" от Федора Плинкова.  Живописна и радует тем, что лодка так хорошо сохранилась. 

Деревянное судостроение.001.jpeg

Документальная фотография 1956 года из семейного альбома Малыгиной Павлы Ефимовны. Прислала Малыгина Мария Арнаольфовна. "Пассажиры парусно-моторного карбаса дожидаются прилива". Село Койда. 

С письмом Марии Арнаольфовны наше исследование получило новый вектор поисков — старые фотографии из семейных альбомов могут дать очень важную и интересную информацию. Этот карбас с надстройками и рубкой управления. Длинной около 12 метров. Вооруженный кэчем. Замечательная и нужная фотография.

95781575_272868067202976_2291678782597103616_n.jpg

Фото Владимира Станулевича. Живописная работа. Жаль, что никаких исторических данных, даже место съемки не указано. 

97060080_687189312105144_219434766825422848_n.jpg

Фото Александра Дымникова. Лодка из деревни Кимжа. 

Такие лодки строят на Мезени. Отличное фото очень красивой лодки.

92948458_1964807936986529_8607314941667442688_n.jpg

Фото Галины Костюченко. Лодки-долблёнки из посёлка Шалакуша Няндомского района. 

Удивительно, что такие лодки у нас еще сохранились и их делают. Очень надеемся, что Галина продолжит свое исследование этим летом. 

DSC_0035.jpg

Фото Сергея Александровича Суханова. 

Еще одна фантастическая по красоте долблёнка мастера Казакова Александра Алексеевича из деревни Верхний Березники Устьянского района. Чудо какое-то. 

Большая часть представленных здесь фотографий сделана давно. Поэтому мало исторических данных. После летней части нашего исследования, надеемся, что сопутствующей информации будет больше. 

Но наше исследование только началось. Впереди долгое северное лето. Пожалуйста, фотографируйте лодки, записывайте информацию и присылайте нам. Эта работа очень и очень важна для Архангельской области и всего Поморья. 

Фотографии принимаются на электронном носителе (верфь Товарищества поморского судостроения, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Набережная Северной Двины, 17 корпус 1) или по электронному адресу: shkaruba-s@yandex.ru (с пометкой «Наследие деревянного судостроения Поморья») Контактные телефоны: +79032474055, +79115595797. 

Участие в фотоконкурсе-исследовании означает согласие автора на дальнейшее использование его работ в информационных, научных, учебных или культурных целях) без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора.

Кроме фотографий сохранившихся деревянных судов, очень важны старые фотографии или другие исторические материалы, связанные с строительством деревянных судов Поморья. 

Приглашаем к участию архангелогородцев и жителей Архангельской области, в впервую очередь молодежь — сегодняшних наследников поколений судостроителей Русского Севера. Вместе мы можем сохранить знания о первой морской культуре России.

Партнеры исследования: Северный морской музей, Кенозерский национальный парк, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова. Проект реализуется в рамках конкурса проектов патриотической направленности Администрации губернатора и правительства Архангельской области совместно с центром «Патриот».

Внимание представителям делового сообщества Архангельской области: можно поддержать наш проект, выделив средства на денежные премии или призы участникам фотоконкурса-исследования. Такие награды могут стать хорошим, законным стимулом для участников исследования!